о компании

|

расценки

|

контакты

ПОИСК

деловое интернет-издание


Помочь малому бизнесу

Начало года ознаменовалось крупным событием в сфере закупок для государственных нужд: начала действовать контрактная система, которая призвана обеспечить прозрачность торгов и ограничить возможности для коррупции

Прежняя система, основывавшаяся на 94-ФЗ, не только открывала много возможностей для злоупотреблений, но способствовала неэффективному использованию средств госбюджета.

О том, что предлагает новая система, ИА "ТПП-Информ" рассказал председатель Комитета ТПП РФ по развитию системы госзакупок, первый заместитель президента-председателя правления Банка Москвы Александр Ястриб.

– Александр Григорьевич, с начала года начал действовать 44-ФЗ, который призван установить новый порядок осуществления госзакупок. Чем характерна новая система?

– 44-ФЗ – это эволюция рынка, переход на новый уровень работы госзаказа. Благодаря новому закону повышается прозрачность торгов, подавляющее число коррупционных действий, таких как откаты и махинации с тендерами, стали практически невозможны. При этом заказчик получает больше инструментов, чтобы влиять на качество закупаемых товаров, работ и услуг, а также осуществлять контроль эффективности конечного результата закупки.

Кардинальным решением в зоне бизнес-регулирования стало то, что в соответствии с 44-ФЗ вся информация, поступающая со всех этапов государственных закупок, начиная с планирования, поступает в Единую информационную систему. В эту систему включены документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках, об исполнении контрактов, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

В рамках 94-ФЗ на официальном сайте zakupki.gov.ru для общего доступа бесплатно размещались сведения о размещении заказа и заключении госконтракта, но не о ходе его исполнения. Вы только представьте: четверть миллиона заказчиков, несколько миллионов контрактов в год. Но если фиксация контракта на площадке происходила в электронном виде, то исполнение практически целиком оформлялось на бумаге. А сделать на бумаге сплошной аудит того, как были исполнены госконтракты, – задача крайне дорогостоящая, трудоемкая и непременно сопровождается огромным количеством ошибок. Электронная форма позволяет справиться с тем же самым с высокой точностью за несколько часов.

Особо следует отметить, что для повышения финансовой дисциплины в рамках исполнения государственного контракта в 44-ФЗ предусмотрена возможность банковского сопровождения контрактов. Например, сегодня у Банка Москвы есть уникальный продукт – «Центр финансового контроля», который напрямую связан с новым законодательством. Этот продукт был разработан нами еще для правительства Москвы. А теперь со вступлением в силу 44-ФЗ он станет особенно актуальным, поскольку действительно повышает эффективность госзакупок. Эта система позволяет обеспечивать банковское сопровождение денежного потока участников закупочных процедур и осуществлять мониторинг и контроль со стороны заказчика за целевым использованием денежных средств в рамках исполнения контракта.

С помощью продукта «Центр финансового контроля» заказчик может производить акцепт расходных платежей исполнителей контракта, устанавливать и контролировать смету расходных операций, а также формировать сводную отчетность о проведенных платежах.

Кроме того, в новом законе исполнителей госзаказа обязали получать банковские гарантии уже на этапе заявок. Таким образом, на банки возложили функцию контроля и проверки этих организаций. И сегодня государство взамен получает дополнительный фильтр в виде банков, которые на своем уровне проверяют и отсеивают недобросовестных поставщиков.

– В разработке закона приняли участие многие общественные организации, в том числе и те, которые выражают интересы предпринимателей. Что бы Вы могли сказать о роли ТПП РФ в этом процессе?

– С одной стороны, у ТПП консультационная и исследовательская функция. Так, при ТПП РФ работает Комитет по развитию системы закупок. Являясь главой этого комитета, хотел бы отметить, что наша деятельность сосредоточена на консультационной и информационной поддержке участников системы закупок, выявлении тенденций и своевременном реагировании на негативные аспекты осуществления закупок, организации консультационных и образовательных центров, а также мониторинге государственных инициатив в данной области.

Но этим наша работа не ограничивается. Еще до вступления в силу 44-ФЗ мы проанализировали рынок и поняли, что наступила пора активных действий. Так, в конце прошлого года мы подписали трехстороннее соглашение между Банком Москвы, Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и Единой электронной торговой площадкой (ЕЭТП). Документ предусматривает использование возможностей системы торгово-промышленных палат в эффективном размещении госзаказа и проведении экспертизы, которая прямо предусмотрена в 44-ФЗ.

В рамках этого документа на базе ТПП РФ, Банка Москвы и ЕЭТП по всей стране будут создаваться центры развития систем закупок. Такие центры уже планируется открыть в Санкт-Петербурге, Красноярске, Перми.

Что представляют собой эти центры? Мы их называем едиными центрами сопровождения контрактной системы, которые будут в первую очередь выполнять функцию «одного окна» для тех, кто хочет участвовать в госзаказе. Бизнес, а в первую очередь именно малый и средний, в одном месте сможет получить ответы на все вопросы: как участвовать в конкурсах и торгах, какой план по закупкам у какого-нибудь крупного государственного заказчика, какие документы необходимы, как открыть счет, сколько это будет стоить, в какие сроки и т. д. Мы постараемся сделать госзаказ для бизнеса доступным и понятным.

– Каковы, на Ваш взгляд, первые впечатления о новом законе? Насколько он отвечает заявленным целям?

– Мы возлагаем большие надежды на 44-ФЗ, который прямо предусматривает, что до 15% госзаказа должно размещаться для субъектов малого бизнеса, и вообще стимулирует государственных и муниципальных заказчиков на создание благоприятной среды для среднего и малого бизнеса. Конечно, на рынке есть мнение, что закон требует доработки, но это обычная практика всех принимаемых документов, его нельзя сразу сделать идеальным без обширной практики. Главное, что это закон появился, он годен для того, чтобы начать по нему работать. Чтобы добиться прозрачности системы госзаказа и его эффективного размещения, необходимо развивать свободную конкуренцию, увеличить число участников торгов, дать заказчику возможность выбрать лучшего поставщика – для всего этого необходимы новые законы.

Постепенный перевод большинства закупочных процедур в электронную форму, предполагаемый поправками в 44-ФЗ, – он разрабатывается МЭР России по поручению главы правительства Дмитрия Медведева – значительно повышает возможности контроля и уровня прозрачности торгов.

Для обоснования тезиса приведу некоторые цифры:

Согласно данным рейтинга Национальной ассоциации участников электронных торгов в 2013 году потери государства от закупок по завышенным ценам составили 265 млрд. Этот показатель на 4% меньше аналогичного за прошлый год, причем тенденция постепенного снижения этого показателя наблюдается с 2010 года.

При этом доля открытых аукционов в электронной форме составила 53% от общего объема госзаказа, а доля электронных аукционов увеличилась более чем на 10% в период с 2011 по 2013 год.

Это говорит о том, что сектор госзаказа – это действующий, совершенствующийся механизм.

– Готовы ли предприятия малого и среднего бизнеса воспользоваться возможностями, которые он для них открывает? Насколько доступны эти возможности для них?

– Для начала немного цифр.

В 2013 году общие объемы кредитования малого и среднего предпринимательства в России достигли 11,3% ВВП. Объем предоставленных кредитов МСП за весь 2013 год составил около 7,8 трлн рублей.

Однако темпы прироста кредитования МСП, согласно данным Банка России, замедлились до 15% в 2013 году по сравнению с 29% в 2012 году.

При сохранении данной тенденции в 2014 году прирост кредитования МСП не превысит 10–12%.

На замедление роста объемов кредитования сказалось введенное ЦБ РФ в 2013 году ужесточение условий в части требований к финансовой устойчивости и качеству залога. На этом фоне достаточно остро стоит вопрос о привлечении как можно большего числа малых и средних предприятий к системе закупок.

Я уже говорил, что согласно 44-ФЗ до 15% госзаказа должно быть размещено среди представителей малого бизнеса. Определенным решением такой задачи в рамках вступившего в силу закона также является мера по переводу закупочных процедур в электронную форму: банковские продукты можно оперативно получить на выгодных условиях без залогового обеспечения, являясь участником электронных торгов. Такие инструменты в корне снижают нагрузку на малый бизнес с точки зрения оборотных средств.

В целом, указанная мера позволяет обеспечить прозрачную процедуру наблюдения за объемами закупок у малого бизнеса, а также дает возможность предприятиям использовать новые финансовые инструменты, создаваемые для поддержки участия малого и среднего бизнеса в системе заказе.

Кто может воспользоваться возможностями нового закона? Смотрите: около 60% госзаказа в рамках 94-ФЗ формировалось такими отраслями, как транспорт и дорожная инфраструктура, здравоохранение, строительство, образование и оборона. Если судить по Банку Москвы, то наши основные объемы финансирования осуществлены в области капитального строительства, развития муниципальной инфраструктуры, строительства дорог. Но всем перечисленным мною отраслям нужна та же оргтехника или канцелярские товары, то есть именно то, что интересно было бы как раз малому бизнесу.

Кстати, сегодня в сфере госзакупок больше всего востребованы гарантии. Например, у Банка Москвы динамичнее всего растет гарантийный портфель. За последние два года он вырос более чем вдвое, и к сегодняшнему дню стал одним из самых крупных на банковском рынке. Кроме того, средний и малый бизнес интересуют выгодные кредиты на исполнение государственных и муниципальных контрактов. Для обеспечения расчетов в рамках исполнения госзаказа Банк Москвы также предложил новый льготный тарифный план, предполагающий предоставление комплекса услуг по расчетно-кассовому обслуживанию.

Подводя итог вышесказанному, и рынок гарантий, и рынок кредитования работает и доступен всем. Но все же одной из важнейших проблем является то, что малый и средний бизнес еще не до конца понимает, как работает система госзаказа.

В сравнении с теми же крупными компаниями, где есть специальный штат, который обеспечивают работу компании с госзаказом, для большинства средних, а тем более малых предпринимателей, особенно в регионах, непонятна изначально сама процедура участия в госзаказе. Это их отталкивает и, как итог, негативно сказывается на развитии этого сегмента бизнеса, а значит и на экономике. А все субъекты РФ стремятся, чтобы местные предприниматели активнее участвовали в обслуживании государственного и муниципального заказа. Ведь это приведет к созданию новых рабочих мест, повысит налоговые отчисления в местные бюджеты.

© 2011-2024 Бизнес-Новгород