Туризм "падает", как доллар
Объем расходов граждан России на туризм впервые за несколько лет покажет резкое снижение. По данным Всемирной организации туризма (ВОТ), последние два года их затраты только росли — $42,8 млрд в 2012 году и $53,5 млрд в 2013 году. В текущем году расходы упадут на 20,9%, составив $44,4 млрд, оценил в рамках отраслевой конференции E-Travel 2014 гендиректор холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Налицо резкое падение международного пассажиропотока, заявил он. Так, в 2012 году Россия отправила за рубеж 14 млн человек, в 2013-м — 16 млн, а в 2014-м реальное количество туристов, отправившихся за границу, составит лишь 11 млн. «Уже в августе все ведущие российские авиакомпании начали формировать планы на следующий год исходя из 20-процентного снижения результатов в 2014 году»,- говорит Дмитрий Горин.
Падение количества зарубежных поездок компенсируется активным ростом спроса на внутренние перелеты, констатируют участники рынка. «Продажи билетов по России выросли на 19% по сравнению с 2013 годом»,- говорит гендиректор сервиса Biletix Александр Сизинцев. На внутрироссийские авиалинии продано 62% общего количества билетов, тогда как в прошлом году — 52%.
Средний чек на внутренние рейсы сократился на 2,8%, с 7,4 тыс. до 7,2 тыс. руб., на трансграничные авиаперелеты увеличился на 18,1%, с 10,4 тыс. до 12,3 тыс. руб. «Происходит структурное изменение: люди предпочитают внутренние направления международным, а по международным перелетам более популярными становятся демократичные направления»,- подтверждает управляющий директор OneTwoTrip Михаил Соколов. Рост продаж на внутренние рейсы во многом объясняется тем, что Симферополь — одно из самых популярных направлений летних месяцев — с начала лета стал числиться в системах выписки авиабилетов как российский город, считают в OneTwoTrip.
По оценкам холдинга «Випсервис», темп роста продаж авиабилетов замедлился на онлайн-ресурсах Biletix и «Портбилет» на 10 процентных пунктов. В 2014 году будет реализовано около 1,7 млн, что на 56% больше прошлогоднего результата (1,1 млн). Изменение динамики продаж авиабилетов на сайте Biletix было драматичным. С января по май темпы роста увеличивались со 179% до 369%, но в июне наступил перелом, и вплоть до ноября прирост резко сократился — с 248% до 40%. «Замедление продаж началось после мая 2014 года, что связано с экономической ситуацией в стране. В итоге вместо запланированного 30-процентного роста мы получили всего 13%», — подтверждает директор по развитию сервиса Anywayanyday Евгений Шухлин. По его словам, с осени цены на билеты повысились на 20-25%: во-первых, это связано с сезонностью новогодних праздников, во-вторых, на рост стоимости билетов влияют изменения курсов валют. «Тарифы на международные перевозки объявлены в валюте, соответственно росту курса поменяется и стоимость перевозок»,- пояснил он. Евгений Шухлин отметил, что повышается также и стоимость внутренних перелетов, поскольку топливные и аэропортовые сборы, входящие в стоимость билета, объявлены в евро.